Четверг, 13.12.2018, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

ХАБАР - ХАДИС

Каталог файлов

Главная » Файлы » Йасин для покойника

Можно ли читать Коран покойному?
20.06.2007, 12:48
Абу Дауд в Сунане-3/191 хадис-3121 пишет: Нам передали Мухаммад ибн аль-`Аля и Мухаммад ибн Макки аль-Марвази, они оба сказали: Нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте Йасин вашим покойникам».

Ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/265 хадис-10913 пишет: Мне сообщил Махмуд ибн Халид, он сказал: нам передал аль-Валид, он сказал: мне передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте Йасин вашим покойникам».

Ибн Маджа в Сунане-1/466 хадис-1448 пишет: Нам передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, нам передал Али ибн аль-Хасан ибн Шакик от Ибн аль-Мубарака, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте ее вашим покойникам, имея в виду Йасин».

Аль-Хаким в аль-Мустадраке-1/753 хадис-2074 пишет: Нам передал Абу Абдуллах Мухаммад, нам передал аль-Хасан ибн Али, нам передал Арим ибн аль-Фадль Абу ан-Нуман, нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Сура Йасин, читайте ее возле ваших покойников».

Ибн Хиббан в своем Сахихе7/269 хадис-3002 пишет: Нам сообщил Имран ибн Муса, он сказал: нам передал Абу Барк аль-Бахили, он сказал: нам передал Йахьйа ибн аль-Каттан, он сказал: нам передал Сулейман ат-Тайми, он сказал: нам передал Абу Усман от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте вашим покойникам суру Йасин».

Кроме вышеупомянутых мухаддисов хадис о чтении суры Йасин с близким иснадом передали: Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26(Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6), Абу Дауд ат-Тайалиси в Муснаде-1/126 хадис-931, ат-Табарани в аль-Кабире-20/219 хадис-510, аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра-3/383 хадис-6392 и др. Ибн Хиббан считал этот хадис достоверным. Абу Дауд и ас-Суйути считали его приемлимым (хасан). Некоторые ученые считали хадисы о суре Йасин слабыми (да`иф). Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в допустимости действия (амал) опираясь на слабый хадис в достоинствах деяний» (см. ан-Навави, Матн аль-Арба`ин ан-Нававийа, стр.7).

Существует похожий текст хадиса, в котором говорится о том, что Йасин – сердце Корана и передается с другой цепочкой, которая также опирается на Ма`киля ибн Йасара.

Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26(Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6) передал: Нам передал Абдуллах, мне передал: мой отец, нам передал Арим, нам передал аль-Фа, от своего отца, от человека, от его отца от Ма`киля ибн Йасара, что поистине Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «...И Йасин сердце Корана. Какой бы человек ни прочитал ее, желая (довольства) Аллаха Всевышнего и Жилище Последнее, то ему непременно будет прощено. Так читайте же ее вашим покойникам». Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/268 хадис-10914, аль-Байхаки в аш-Шу`абе-2/480 хадис-2458, ат-Табарани в аль-Кабире-20/230 хадис-541, ар-Равйани в Муснаде-2/323 хадис-1284, а также аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311, который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в его иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики – соответствуют передатчикам достоверного. Я скажу, что в Сунане Абу Дауда есть общность в тексте».

Кроме этого хадисы о ценностях суры Йасин от Абу Бакра, Абу Хурайры, Анаса, аль-Джундаба и др. передали ат-Тирмизи-5/162 хадис-2887, ад-Дарими-2/548 хадис-3416, Ибн Хиббан-6/312 хадис-2574 и др. А также см. Тафсир аль-Куртуби-15/1-4(Каир-1372 х., Дар аш-Ша`б-2.изд.), Тафсир Ибн Касир-3/564-570 (Бейрут-1401 х.Дар аль-Фикр), аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311 и др.

Аш-Шавкани в Найл аль-Автар-3/25, ссылаясь на ат-Табари, сказал, что в хадисе (Ма`киля) под словом «умершие» имеются в виду действительно умершие люди, а не те, кто находится при смерти, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это.

Что касается вопроса, доходит ли вознаграждение за чтение Корана до умерших, то разногласия в этом вопросе в среде ученых широко известны.

Ас-Суйути в Шарх ас-Судур пишет: «Ученые разошлись во мнениях по поводу дохождения до умерших награды за чтение Корана. Большинство салафов и три имама высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умерших».

Аш-Шафии высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: «Человек получит лишь то, к чему приложил свое старание.(53:39)». Что касается чтения Корана на могилах, то аш-Шафии придерживался мнения о дозволенности этого».

Ан-Навави в аль-Маджму`-5/294 и в Рийад ас-Салихин-х.953 пишет: «аш-Шафии сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше если прочтут весь Коран».

Что касается аята (53:39), то некоторые ученые сказали, что здесь отрицается то, что человек сам не может владеть тем, к чему он не приложил усилия, что касается же того, к чему приложил усилия другой человек, то этот человек является его владельцем и по желанию может им распорядиться как пожелает, в том числе и передать другому.

Аль-Куртуби сказал: «Некоторые ученые в качестве доказательства того, что награда за чтение Корана доходит до умерших, приводят хадис, в котором Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!), разломив зеленую пальмовую ветвь, положил на две могилы и сказал: «Возможно, они будут облегчать наказание (этих людей) до тех пор, пока не высохнут» (хадис передали Шесть (имамов), а также Ахмад, Ибн Абу Шайба, ад-Дарими и др.)».

Ан-Навави сказал: «Ученые говорят, что если тасбих этих ветвей облегчает, то чтение Корана должно приносить умершим еще больщую помощь». Причем облегчение связано не только с благодатью Пророка (Мир ему и благословение Аллаха!), как утверждают некоторые, но и с восхвалением самих ветвей, как об этом сказано в аяте (24:41), ведь Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) в своей речи связал облегчение умерших с живым (зеленым) состоянием ветвей и указал именно эту причину.

Кроме этого, умершим помогает мольба (дуа), милостыня (садака), пост, прошение прощения (истигфар), освобождение раба, паломничество (хадж) и т.п., совершенные от их имени. И ученые не ставят условия, что ради этого необходимы родственные связи.

Среди вышеуказанных деяний особенно необходимо обратить внимание на хадж, ведь его дозволено совершать как за живых людей, не обязательно родственников, так и за мертвых. А в хадж, как известно, входят все виды поклонения, в том числе и чтение Корана. И если Законодатель разрешил выполнять за умерших хадж, то чтение Корана, которое входит в него, также допустимо.

Аскар Сабдин,
канонический редактор издательского дома «Ансар»

Категория: Йасин для покойника | Добавил: admin
Просмотров: 3172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4

ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ ФОРУМА

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Лента Новостей

Статистика