О земном поклоне во время молитвы, совершаемом на землю
02.07.2007, 19:25
 
Некоторые люди считают, что земной поклон во время молитвы на землю или на землю, извлеченную из Кербелы, место мученической смерти его светлости имама Хусейна, внука Пророка, является нововведением и ширком.

Отвечая на данный вопрос, необходимо, во-первых сказать, что между поклонением на землю и поклонением Аллаху имеется большая разница. Поклонение Аллаху, означает, прежде всего, поклонение только Аллаху и во имя Аллаха, в то время как поклонение на землю не означает, что это является поклонением кому или чему-либо помимо Аллаха. Мы вынуждены останавливаться на таких моментах, разъясняя, казалось бы, всем понятные вещи.

Все мусульмане мира поклоняются Аллаху, совершая земной поклон на что-либо (ковёр, материю и т.д.). Однако здесь не возникает вопрос о поклонении кому-либо, кроме Аллаха. И также поклоны считаются поклонами Аллаху. Земляное покрытие в масджид аль Харам в городе Мекке сделан из мрамора, т.е. место поклонения каменное, но ведь цель поклонения мусульман в городе Мекке – Аллах, а не мрамор. Следовательно, поклонение на землю или траву не является поклонением им, а является поклонением Аллаху.

А так же его светлость Посланник Аллаха сказал: «Земля для меня - место поклонения и очищения» (Сахих Бухари «Книга Молитв» стр. 91). Из этого хадиса следует, что поклонение на землю и поклонение Аллаху, не имеют между собой никакой связи. Следовательно, поклонение на землю, глину, камень является поклонением Аллаху, Единому. Для того, чтобы более подробно разъяснить данный момент, мы приведем высказывания предводителя шиитов имама Садыка (да будет мир с ним!). Хашим ибн Хаким говорит: «Я спросил у имама Садыка о том, как правильно совершать земной поклон». Его светлость сказал: «Поклон необходимо совершать только на землю и на то, что из земли произрастает, кроме того, что употребляется в пищу и для ношения». Я спросил: «Пусть я буду вашим выкупом, какова причина этого?» Имам ответил: «Поклон – смирение и повиновение только Аллаху, и неправильно, если поклоны будут на что-либо из одежды и употребляемого в пищу. Так как поклонники и любители этого временного мира являются невольниками лакомств и одеяний, а человек во время поклона поклоняется Аллаху и потом не будет хорошим примером прикладывать лоб во время поклона к тому, что является основой поклонения глупых, тех, кто является поклонником этого временного мира. Поклонение на землю прекраснее и лучше, потому что простота и смиренность перед Великим Аллахом имеет лучшее и большее значение» (Бихар аль анвар, том 85, стр. 147).

Из этой речи ясно видно, что поклонение на землю является признаком простоты и смирения перед Владыкой Миров и является лучшим поклонением Аллаху.

1. Некоторые из собирателей и исследователей священных хадисов в книгах «Сахих» и «Муснад» привели речь Пророка, где Его светлость обозначил землю местом поклонения (саджда). Его светлость сказал: «Земля для меня - место поклонения и очищения» (Сунан Байхаки, том 1, раздел Молитва, стр.91).

Из слов его светлости Посланника Аллаха видно, что поклонение на землю было одним из приказов Аллаха для последователей исламского учения. На этом основании поклонение на землю или на камень во время молитвы считается правильным и законным.

2. Предания и священная традиция является доказательством того, что Посланник Аллаха и мусульмане первого поколения, совершая намаз, прикладывали лоб к земле. Так, Умм Саламе – жена Пророка Ислама приводит хадис, где его светлость Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Свой лик обрати к Аллаху, а поклоны совершай на землю» (Канз ал-уммал, том 7, стр. 465, хадис 19809). В данном хадисе «Тураб» в речи Посланника Аллаха имеется два важных момента.

Из данного хадиса мы выводим следующие важные моменты: необходимо совершать поклон на землю и обращение в данном хадисе в повелительной, приказной форме указывает на обязательность, а не желанность данного дела.

3. Поведение Пророка Ислама ещё больше разъясняет нам данный вопрос. Так, Ваил ибн Хиджр говорит: «Я видел, когда Пророк Ислама совершал поклон (саджда), он свой лоб и нос прикладывал к земле» (Ахкам-аль Куран, том 3, стр. 209).

Аббас ибн Малик и ибн Аббас, а также некоторые из жён Пророка, подобно Айше и Умм Саламе, а так же большое количество из собирателей хадисов приводят следующее: «Пророк совершал молитву на циновку из листьев дерева» (Сунан Байхаки, том 2, стр. 421). Абу Саид приводит слова одного из сподвижников Посланника Аллаха: «Я вошел к Посланнику Аллаха в то время, когда Он совершал молитву, постелив циновку» (Сунан Байхаки, том 2, стр. 421). Их этих хадисов видно, что (с точки зрения шиитов) совершение земного поклона во время молитвы на то, что растет из земли, кроме того, что употребляется в пищу и для ношения в виде одежды, является дозволенным.

4. Поведение и речь многих сподвижников Пророка Ислама и табеинов, а также свидетельство Сунны, является доказательством необходимости совершения молитвы на землю. Так Джабир ибн Абдалла Ансари говорит: «Я вместе с Пророком совершил молитву «Зухр», взяв в руку камень, чтобы во время земного поклона делать поклон на камень, так как было сильно жарко» (Сунан Байхаки, том 1, стр. 439). Далее Джабир говорит, что: «Если поклоны на одежду были бы дозволенными, то это было бы легче, чем брать камень и хранить его, чтобы совершать намаз».

Ибн Са¢д (209 г.х.) в книге «Табакат аль кабир» пишет, что: «Масрук ибн Аджда во время путешествия брал с собой сырцовую плитку, чтобы во время путешествия на корабле совершать поклон на неё» (Табакат аль - Кубра, том 6, стр. 79). Необходимо упомянуть, что Масрук ибн Аджа один из табеинов и сподвижник ибн Масуда, автор «Табакат аль Кубра», он из элиты города Куфы, передавший хадисы от Пророка, от Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, а так же от Абдаллы ибн Масуда.

Это высказывание о табеине, является доводом против тех, кто говорит, что брать с собой камень (спрессованную землю) и читать на неё намаз является ширком и нововведением. Мы видим, что в раннем Исламе использовалась земля и камень для молитвы.

Нафе¢ говорит: «Абдалла ибн Умар, во время земного поклона, убрал чалму, чтобы совершить земной поклон на землю» (Сунан Байхаки, том 2, стр. 105). Рузин говорит: «Али ибн Абдалла ибн Аббас мне написал: «Вышли мне плитку из горных камней, чтобы я мог совершать саджду на неё» (Азраки, Ахбар-Маккии, том 3, стр. 151).

5. С другой стороны многие мухаддисы (повествователи хадисов) приводят хадисы о том, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) запрещал совершать земные поклоны, кроме как на землю. Так Салих Сабаи приводит следующее: «Посланник Аллаха увидел около себя человека, совершающего молитву, в то время как лоб его закрывала чалма. Пророк поправил чалму так, чтобы открыть его лоб» (Сунан Байхаки, том 2, стр. 105). Аяз ибн Абдалла Карши говорит: «Посланник Аллаха увидел возле себя человека, совершающего саджду на чалму, он, указав на чалму, дал знать, чтобы он убрал её, во время совершения земного поклона».

Из преданий видно, что земной поклон (саджда) необходимо совершать только на землю или на то, что из земли произрастает, но не на то, что употребляется в пищу или же для ношения. Во время Посланника Аллаха это было приказом, и когда кто-либо стелил во время молитвы что-либо на землю, чтобы совершать на неё саджду, то встречал запрет со стороны Посланника Аллаха.

6. Непорочные шиитские предводители, которые на основании хадиса «Сакалайн» подобны Корану, то есть, защищены от ошибок и заблуждений, подтверждают вышесказанную истину. Имам Садык сказал: «Поклонение на землю - приказ (обязателен), а поклон на циновку[1]- Сунна Пророка (да благословит Аллах его и род его!)» (Васаил аш-Ши’а, том 3, стр. 593, хадис 7). В другом месте его светлость Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) говорит: «Поклонение (саджда) не разрешается, кроме как на землю и всё что из земли произрастает, кроме употребляемого в пищу и для ношения» (Васаил аш-Ши’а, том 3, стр. 591).

Из всего вышесказанного, мы можем вывести следующий результат, что не только предания от Ахл аль байта Посланника Аллаха, но и Сунна его светлости Посланника Аллаха и поведение многих сподвижников Пророка Ислама и табеинов подтверждают необходимость совершения земного поклона на землю и на то, что из земли произрастает, кроме употребляемого в пищу и для ношения. Следовательно, мы считаем совершение поклона (саджда) на землю лучшим поклонением. Необходимо сказать, что относительно этой темы фикха существуют разногласия между правовыми школами Ислама. Надо отметить, что и среди последователей четырёх религиозно–правовых школ суннитов существуют разногласия в этом вопросе, а не только между шиитами и суннитами, так к примеру, «маликиты» считают, что во время глубокого поклонения (саджда), желательно прикладывать нос к полу, земле и т.д. в то время как «ханбалиты» считают это действие обязательным.
 

[1] Циновка: соломенный, камышовый или же сделанный из листьев и стеблей коврик
 
 
Категория: Поклон на землю | Добавил: admin
Просмотров: 2407 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]