Хадис «Держитесь моей сунны и сунны праведных халифов»


Основываясь на этом предании, некоторые полагают, что они держатся истины, считая при этом Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (мир ему!) праведными халифами, а о последующих же халифах есть сомнения и разногласия в их праведности.

Во-первых: В начале нужно доказать праведность того или иного лица, затем относить данное предание ему. Как можно считать праведными людей, которые узурпировали власть семейства Пророка (мир им!) после его смерти?

Во-вторых: Этот хадис не соответствует историческим фактам, так как Абу Бакр, Умар и Усман имели явные разногласия в различных вопросах между собой.

В-третьих: Этот хадис есть в таких книгах, как "Сунан" Аби Дауда, "Сунан" Тирмизи, и "Сунан" ибн Маджа.

Хадис в "Сунан"-е Тирмизи: Тирмизи приводит этот хадис от Бакийя ибн Валида. Ибн Джузи о Бакийя ибн Валиде говорит: «Было сказано ранее, что в передаче хадисов, Бакийя опирается на слабых и не надёжных. Он даже в некоторых хадисах не приводит передатчиков»[1]. Ибн Хайян говорит: «Высказывания Бакийя не являются доводом»[2].

Хадис в "Сунан"-е Аби Дауда: Валид ибн Муслим приводит этот хадис от Сура насиби (т.е. тот, кто ругает и проклинает Али (мир ему!)). Ибн Хаджар ‘Аскалани говорит: «Его дед сражался против Али (мир ему!) на стороне Муавии, получил ранения и умер. Всякий раз, когда Сур слышал имя Али (мир ему!), говорил: “Не люблю тех, кто стал причиной смерти моих предков”»[3]. Захаби о Валиде говорит: «Абу Мусаххар говорил, что Валид скрывал истину, приводил хадисы от не достоверных и лживых людей»[4]. ‘Абдалла ибн Ахмад говорит: «У отца спросили о Валиде, он ответил: “Он многие хадисы приводит без передатчиков, сразу от Пророка (да благословит Аллах его и род его!)”»[5].

Хадис в "Сунане" Ибн Маджа: Ибн Маджа приводит этот хадис, среди передатчиков которого приводится имя ‘Абдаллы ибн А'ля. Ибн Хазм говорит: "Яхья, а также другие считали его не надёжным в передаче хадисов"[6]. В другой передаче хадиса упоминается имя ‘Абд аль-Малика ибн Сабаха, который передал этот хадис от Сура, который был насибитом. Захаби о нём пишет: "Он обвинялся в краже хадисов" (т.е. приписывал хадисы Пророку (да благословит Аллах его и род его!))[7].

Этот хадис всеми путями его передатчиков исходит к ‘Арбад ибн Сария Силми, который является единственным передатчиком данного хадиса. Если внимательно рассмотреть данный хадис, то становится ясно, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!), якобы, сказал его в мечети Медины. Так, если этот хадис был сказан в мечети среди сподвижников, почему же его передал лишь один человек? Как известно, хадис, переданный от одного сподвижника, не может быть доводом в вопросах идеологии, тем более Арбад был близок к Муавие ибн Аби Суфиану, который явно враждовал с семейством Пророка (мир им!). Этот момент также является поводом слабости и сомнительности этого хадиса.

В-четвертых: Данный хадис стал известным в Сирии, и жители тех районов передавали его друг другу, и постепенно он зачислился в некоторых сборниках хадисов. Большинство его передатчиков являются жителями города Хомса, все жители которого были помощниками Муавии и врагами Али ибн Аби Талиба (а)[8]. Естественно, слова врагов Али (мир ему!) согласно всем правовым школам Ислама не принимаются.

В-пятых: Данный хадис не передали такие известные ученые и передатчики хадисов, как Бухари, Муслим, Нисаи и другие. Если бы этот хадис не имел никаких проблем в передаче и в значении, то они, несомненно, передали бы его, чтобы доказать свою правоту.

В-шестых: Допустим, что этот хадис не имеет проблем в своих передатчиках, то можно сопоставить его с другим хадисом, где Пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорит, что после него будет двенадцать халифов[9] и вообще, речь идет об истинных халифах и наместниках Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), а не о внешних правителях, которые утверждали, что являются наместниками Пророка (да благословит Аллах его и род его!).

Таким образом, в спасенной общине находятся лишь те, кто придерживается Сунны Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и праведных 12 халифов (истинных преемников) из его рода.



[1] «Аль Мауду'ат» ибн Джузи, том 1, стр.109.

[2] «Аль Мауду'ат» ибн Джузи, том 1, стр.151.

[3] «Аль Мауду'ат» ибн Джузи, том 1, стр. 95-96.

[4] «Мизан аль-И'тидал», том 4, стр. 347.

[5] «Тахзиб ат-Тахзиб» том 11, стр. 155.

[6] «Мизан аль-И'тидал», том 2, стр. 464.

[7] «Мизан аль-И'тидал», том 2, стр. 656.
[8] «Му‘джам аль-бульдан», т. 2, стр. 304.

[9] «Сахих аль-Бухари» (раздел Аль-Ахкам), «Сахих Муслим» (раздел Аль-Амарат) и др. источники.


Категория: Статьи | Добавил: admin (20.06.2007)
Просмотров: 2853 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]