Ритуальное омовение (вузу- тахарат) в исламской традиции
 
Период правления Абу Бакра

История не засвидетельствовала разногласий в вопросах омовения в период правления первого халифа. Этому может быть причина в том, что ещё не прошло много времени со времени кончины посланника Аллаха, и потом если бы такие разногласия были бы, то история не замедлила бы их запечатлеть.

Период Умара

В этот период также особых разногласий касательно омовения тахарат не наблюдалось, если только некоторые предания касательно масха (обтирания) ног поверх обуви и материи. Так в частности в тафсире Айяши от Заруре ибн Айяна также Абу Ханифа от Абу Бакра ибн Хазма приводят: «Один человек совершил вузу и обтирал ноги поверх обуви. Затем он прибыл в мечеть и совершил там молитву. Увидев его Али, подошёл к этому человеку и сказал: «Почему читаешь молитву без ритуального омовения?» Тот человек сказал в ответ: «мне приказал так читать Умар ибн Хаттаб!» Тогда Али взяв того человека за руку, пришёл к Умару и сказал: «Посмотри, что этот человек наговаривает на тебя!» Умар сказал: «Правильно! Я ему разрешил так читать намаз, так как посланник Аллаха совершал именно так». Али сказал: «Это было до ниспослания суры «Маида», или после?»

Умар сказал: «Не знаю».

Тогда его светлость имам Али сказал: «Тогда почему ты даёшь фетву касательно того, чего сам не знаешь? Большинство отмененных аятов, касается обтирания поверх обуви» (Тафсир Айяши том 1 стр. 297).

Период Усмана

Единственный среди 3-х первых халифов кто приводит от посланника Аллаха хадисы, касательно вузу (ритуального омовения) был Усман.

Бухари и Муслим, приводят от Усмана что посланник Аллаха совершал омовение омыв лицо, руки (в последовательности сначала правую затем левую) затем обтер голову и омыл ноги в соответствующей последовательности. (с.м. Бухари том 1 стр. 52, Муслим том 1стр. 204).

Муттаки Хинди приводит от Абу Малика Дамашки что: «В период правления Усмана среди мусульман появились разногласия в вопросах омовения». (Канз аль Уммаль том 9 стр. 443).

Муслим от Кутайбы ибн Саида приводит от Хамрана что тот сказал: «Я принёс Усману воды, он совершил омовение, затем сказал: «Некоторые люди приводят от посланника Аллаха некоторые хадисы, я не знаю что это! Я видел, как посланник Аллаха совершал вузу, так как это сейчас сделал я». Затем он сказал: «Кто совершит так омовение, ему будут прощены все грехи!» («Сахих» Муслим том 1 стр 207).

Таким образом, мусульмане в вопросах ритуального омовения разделились в период Усмана на две группы.

1. Группа совершала вузу так как это делал третий халиф.

2. Другая группа совершала вузу по своему, считая что их вузу соответствует вузу посланника Аллаха. На это указывает во втором придании слова Усмана «Некоторые люди приводят от посланника Аллаха некоторые хадисы». Другими словами вторая группа также обращалась к традиции посланника Аллаха, так как это делал Усман.

Таким образом, разногласия в вопросах ритуального омовения, начались с периода правления Усмана, на это указывает в частности предание от Муттаки Хинди.

В настоящее время среди мусульман существует 2 основные точки зрения касательно ритуального омовения:

1. точка зрения большинства суннитов (4 правовые школы) едины во мнении, что омовение касается лица, рук, и ног, и обтирание только головы.

2. Мнение ши’итов имамитов, что омовение касается только лица и рук, обтирание как головы так и ног [1].

Т.е. существенное разногласие касается обтирания или омовения ног в период омовения.

Конечно, есть разногласия и касательно самого обтирания головы. Так, например в мазхабе ханафи мытье головы (макрух) но может иногда заменять масх. «Если голову вместе с лицом решили помыть, это будет достаточным и масх головы не обязателен». (аль Фикх ала мазахиб аль арба’а том 1 стр. 57). Также такого же мнения придерживается мазхаб Шафиии.

В мазхабе Малики одним из условий является обязательно налить воду на руки, для того чтобы сделать масх, и не удовлетвориться оставшейся водой после обмывания лица и рук.

Ханбалиты мытье вместо масха (обтирания) головы считают разрешённым с условием, что после можно будет протереть голову, однако это всё же будет макрухом. (с.м. там же).

Мнение шиитов последователей 12 имамов

основывается на мнении семейства посланника Аллаха.

Мы здесь удовлетворимся одним преданием. Так от имама Бакира (мир ему!) Джамиль ибн Дарадж приводит от Зурары ибн Айяна: «имам Бакир показал нам вузу посланника Аллаха. Он попросил воды, затем опустил руку в воду и набрав ладонь воды, затем налил воду на лицо сверху вниз, затем обтёр край лица рукой после чего набрал воду в левую руку и налил воду на правую руку, затем обтёр её. Затем он набрал воду в правую руки и налил её на левую руку, после чего также обтёр руку. Затем с оставшейся на руках влагой он обтёр голову, затем правую и левую ногу, без того чтобы намочить свои руки для масха». («Тахзиб аль Ахкам» том 1, 56, 15, «аль Истибсар» том 1, 57 168, «Аль Кафи» том 3, 24, 1).

От Зурары приводится, что он сказал: «я спросил у имама Бакира (мир ему!): «Откуда вы берёте, что во время вузу необходимо обтирать только часть головы и ног?» Имам засмеялся и сказал: «О Зурара! Посланник Аллаха говорил об этом, и на таком же основании был ниспослан аят . Аллах говорит: «мoйтe вaши лицa», и мы понимаем что всё лицо необходимо мыть. Затем говорит: «и pyки дo лoктeй» В этом аяте Аллах руки до локтей относит к лицу и мы понимаем что их тоже надо подобно лицу мыть. Затем Аллах говорит: «oбтиpaйтe гoлoвy», с имением здесь буквы «ба» в слове «биру’сикум» (голову) мы понимаем что обтирать нужно только часть головы[2]. Затем на том основании, что и руки были отнесены к лицу, ноги также были отнесены к голове. Сказал Аллах: «oбтиpaйтe гoлoвy и нoги дo щикoлoтoк». И посредством этого отношения (а’тф) к голове мы понимаем, что обтирание только части ступни ног[3]. Посланник Аллах таким же способом объяснял людям этот аят, но люди отвернулись от этого».

Помимо всего сказанного в суннитских источниках есть не мало хадисов и преданий (ривайя) подтверждающие ши’итскую версию омовения наиболее приемлемой и правильной.

Ибн Маджа приводит от Рабия бинта Муаз что: «Аббас пришёл ко мне и спросил о хадисе пророка, где сказано о мытье ног при совершении вузу (т.е. хадис который приводился от самого ибн Аббаса), затем ибн Аббас сказал: «Люди только признали мытьё ног, в то время как я ничего кроме обтирания в книги Аллаха не видел». («Сунан» ибн Маджа том 1 стр. 156, и 458).

Джарир Табари приводи предание с санадом который восходит к Хамиду: «Когда мы были с Анасом, Муса ибн Анас сказал: «О, Абу Хамза! Хаджадж в Ахвазе читал нам проповедь, когда мы спросил его об омовении, он сказал: Мойте лица и руки, обтирайте ноги и головы! Но грязнее ног на теле ничего нет, поэтому мойте их!» Тогда Анас сказал: «Всевышний Аллах сказал правду, но Хаджадж говорит ложь! Аллах говорит: «Koгдa вcтaeтe нa мoлитвy, тo мoйтe вaши лицa и pyки дo лoктeй, oбтиpaйтe гoлoвy и нoги дo щикoлoтoк» (сура 5 аят 6).

Табари приводит подобное этому предание с другими передатчиками. («Уст аль Гоба» том 3 стр. 193).

В тафсире Куртаби приводится: «Хаджадж стал призывать людей при совершении вузу мыть ноги, эта весть дошла до Анаса, он сказал: «Аллах правдив а Хаджадж нет, Аллах приказал в Коране: «oбтиpaйтe гoлoвy и нoги дo щикoлoтoк». (Тафсир Куртаби том 6 стр. 82, тафсир ибн Касир том 2 стр. 44).

В «Муснаде» Ахмада ибн Ханбала приводится хадис от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и род его!) в котором после описания особенностей омовения лица и рук, обтирания головы мы читаем касательно ног следующее: «…После этого обтирайте ваши ноги». («Муснад» том 1 стр. 58).


[1]. Некоторые невежественные люди приписывают шиитам, что они читают в слове арджулакум в аяте Корана касающийся омовения с «касрой», т.е. «арджуликум» и всё это для того, чтобы обтирать ноги в период омовения. Ибо по их мнению соответствия атфа (отношения) и (мутабиат) следовании одного другому, в окончании т.е. в данном случае важности следования «би’русикум» ва «арджуликум» т.е. соотношения здесь с со словом «фагсилу уджухакум» с арджулакум., указывает на необходимость мыть ноги. Однако это не верно хотя бы потому, что все знатоки арабской грамматики признают также правильность ат’фа (отнесения) ног к обтиранию (масх), как это относят сунниты к мытью, с той лишь разницей что если относить ноги к необходимости их мыть то явно нарушается красноречия слова, что с точки зрения науки «балагат» (красноречия) не приемлемо. (с.м. «Мутавалль»).

[2]. Здесь буква ба имеет значения таб’изийя (т.е. имеет значения некоторую часть головы).

[3]. В шиитском праве считается ихтиат (желательная предосторожность) обтирать всю ступню.
 
 
Категория: Статьи | Добавил: admin (24.12.2007)
Просмотров: 2711 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]