Значение тавасул и его истинный смысл
 

«Тавасул» происходит от арабского корня, «васила» и имеет значение посредничества или посредства для приближения к Аллаху. Это подобно тому, как лестницу сделать посредством для основной цели – например, забраться на крышу или, например, посредством лифта подняться этажом выше.

 

Так Ибн Манзур пишет: «Прибёг к посредству того-то, т.е. посредством высокого положения кого-либо, приблизиться к кому-либо» («Лисан аль араб» термин «васала», том 11, стр. 724).

 

Один из смыслов термина «тавасул» - это прибегать к Аллаху посредством пророков, святых людей, имамов.

 

Таким образом, прибегающий к посредству пророка или Ахл аль Байт (пророческого рода) обращается к тем, кто поистине «видит только Аллаха», атрибуты (сифаты) уже не играют для такого человека роли, т.е. такой человек везде и всюду видит только саму божественную сущность и Его проявление.

 

Другими словами, прибегающий к Аллаху через посредничество «тавасул» имамов или посланника Аллаха обратился к тем, кто видит только божественную суть, и достиг в духовном развитии наибольших высот и постиг тайны подлинного единобожия.

 

Проявление эзотерического живого духа, манифестация человеческого универсализма и его внутреннего совершенства непосредственно отражается в духовном методе приближения к абсолютному субъекту посредством «тавасула». Таким образом, ради пророка и имамов Всевышний обращает внимание на своего раба и прощает, если пожелает его во имя своих любимых рабов.

 

Некоторые из мусульман, такие как последователи Абд аль Ваххаба считают такое посредничество ширком (придавать Аллаху в сотоварищи кого-либо), а совершающих это мушриками (язычники).

 

Однако если более внимательно посмотреть на сакрально-традиционную в Исламе доктрину «тавасула» можно доказать, что этот метод есть чистое проявление единобожия, того единобожия, которое завещано нам пророками.

 

Во–первых: обращающий и прибегающий к помощи святых, в прямую ничего не хочет от тех, к кому он обращается с посредничеством.

 

Однако считает их только посредниками в божественной благодати и милости.

 

Во–вторых: обращающий с таким посредничеством, не считает посредников независимыми от Аллаха, т.е. их посредство только в том, что они могут совершить ду’а пред Аллахом за обращающегося к ним.

 

 

Посредничество в Коране

 

В священном Коране существуют аяты, указывающие на дозволенность посредничества. Из этих аятов предельно ясна не только дозволенность, но и желательность данного деяния. Ниже мы приведём некоторые из этих аятов.

 

1) Аллах говорит в священном Коране: «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и ищите посредничество к Нему» (сура 5, аят 35).

 

Под посредничеством здесь имеется в виду, прежде всего, посредство кого-либо, что становится причиной приближения к Аллаху того, кто обращается.

 

Одним из этих посредств можно назвать: веру в Аллаха и Его пророка, добрые дела, джихад на пути Аллаха, искренность, молитва, милостыня, хадж, доброе отношение к родителям, другими словами любое доброе дело, которое спасает человека и приближает его к Аллаху, об этом упоминается в «Нахдж аль Балага» (проповедь 110).

 

На основании достоверных преданий посредничество (тавасул) можно подразделить на 4 основные части.

 

А) посредничество посредством веры (иман)

 

Б) посредничество посредством добрых дел

 

В) посредничество посредством молитвы - мольбы (ду’а) праведных людей за того, кто просит посредства пред Аллахом

 

Г) посредничество через друзей Аллаха, что было особо распространено в раннем Исламе.   

 

2) Аллах говорит в священном Коране: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у Своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они о тех, которые ещё не присоединились к ним, следуя за ними, что над ними нет страха и не будут они опечалены» (сура 3, аят 169, 170).

 

Из этого аята предельно ясно, что шахиды, павшие за веру, живые. В свою очередь, пророки положением выше мучеников, в особенности наш посланник Аллаха Мухаммад (мир ему!).

 

3) Аллах говорит: «И скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник его и верующие». (9, 105).

 

Без всяких сомнений здесь имеются в виду все без исключения дела человека, независимо делал ли он их тайно или явно. Дело в том, что здесь слово «Фасаяра» т.е. «и увидит» в настоящем времени, т.е. не относится к будущему времени, а указывает на настоящее время. Другими словами дела мусульман видит Аллах, что нет в этом сомнения, видит посланник Аллаха, и имамы.

 

Это видение не может быть посредством чувств материального характера.

 

Повелитель правоверных Имам Али передаёт от Посланника Аллаха следующий хадис: «Тот, кто сделает зиарат (посещение) моей могилы, после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня при жизни» («Сунан аль Кубра» Байхаки, том 5, стр. 246; «Мухтасар Тарих Дамешк», том 2, стр. 406). Приведённый хадис является ясным доказательством того, что посредничество Пророка также возможно как при жизни, так и после его смерти. В Коране мы читаем: «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и попросил бы для них прощения Посланник Аллаха, они бы нашли, что Аллах Прощающий, Милосердный» (4/64).

 

Этот аят ясно указывает на то, что прибегать к посредничеству посланника Аллаха является не только дозволенным, но и становится причиной прощения грехов обращающегося. Также 114 аят суры «Тауба» указывает на посредничество Ибрахима своему отцу.

 

3) Также в священном Коране мы читаем: «Они сказали: «О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками» Он (Йякуб) сказал: «Я буду просить прощения для вас у моего Господа. Поистине, Он прощающий, милостивый» (сура 12, аят 97,98). Йякуб, мог бы сказать своим сыновьям, обращайтесь сами к Аллаху, но не сказал этого, а сказал: «Я буду просить прощения для вас».   

 

На этом основании прибегать к посредничеству пророков или святых является дозволенным как при жизни, так и после их смерти.

 

Также, если обратиться к хадисам, мы видим, что посланник Аллаха указывал на желательность посредничества для мусульман в повседневной жизни. Всё это указывает на то, что данное деяние ни в коем случае не может быть ширком, и поклонением кому-либо помимо Аллаха.

 

1. Существует большое количество преданий, указывающих на то, что пророки такие как Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) прибегали к посредничеству пятерых непорочных из рода посланника Аллаха («али А’ба»). В священном Коране мы читаем: «И Адам принял от Господа своего слово, и обратился он к Нему: ведь он обращающийся, милосердный» (сура 2, аят 37).

 

Существует большое количество хадисов к комментарию данного аята, где указывается, что под «словом» имеется в виду пятеро святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан, Хусейн (да благословит их Господь!).

 

Так в частности, приводится предание от имама Садыка (мир ему!), что: «Когда Адам обратился к Аллаху со словами: «О, Аллах прости меня во имя Мухаммада и его рода!» И Аллах обратился к нему» («Ихтиджадж» Табарси, приводится из тафсира «Нур ас-Сакалайн», том 1, стр. 67). Также приводится предание, что, когда имама Садыка (мир ему!) спросили относительно слово «словеса» в аяте: «И вот Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их…». (Сура 2, аят 124). Имам сказал: «Это те же слова, которые принял от Аллаха Адам и совершил покаяние и был прощён посредством них. И эти слова: «О Аллах во имя Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна! Прими моё покаяние!» И Аллах простил его» (Тафсир «Нур ас-Сакалайн», том 1, стр. 68).

 

2. Тирмизи, один из известных суннитских мухаддисов, приводит в «Сунане» в доказательство дозволенности «тавасул» следующий хадис: «Один слепой подошёл к Пророку Ислама и сказал: «Попроси у Аллаха для меня исцеление». Пророк, сказал: «Если хочешь, я сделаю за тебя ду’а, а если нет, то повременю с этим, и это будет лучше для тебя». Слепой сказал: «Попроси у Аллаха за меня». Тогда Пророк, приказал слепому, чтобы он совершил ритуальное омовение (вуду) и прочитал два рак’ата намаза, затем произнес следующее ду’а: «О, Аллах! Я прошу у Тебя посредством Мухаммада. О, Мухаммад! Я нуждаюсь, я нуждаюсь в твоём посредничестве пред Аллахом. Я обращаюсь к тебе, удовлетвори мою просьбу! О, Аллах, сделай его, (то есть Пророка) моим заступником (в Судный день)» («Вафа аль Вафа», стр 372).  Из этого хадиса видно, что посланник Аллаха даёт указание слепому совершить тавасул, тем самым, слепой получил исцеление.

 

3. Ибн Абилхадид, известный суннитский учёный, приводит предание от имама Али, что: «Как-то я попросил у посланника Аллаха сделать за меня ду’а, посланник Аллаха совершил два рак’ата намаза и обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах! Во имя Али помилуй его!» («Шарх Нахдж аль Балага», Ибн Абилхадид, том 20, стр. 315, 316)

 

4. Приводится предание, что её светлость святая Фатима (мир ей!), когда посланник Аллаха покинул этот бренный мир, села рядом с его телом и прочитала это стихотворение Абу Талиба:

Этот светлый лик (Мухаммада),

посредством которого люди

просят помощи у Аллаха,

и Он ниспосылает им обильный дождь

(Мухаддис Кумми «Анвар аль Бийя», стр.35)

 

 В книге «Сахих» Дарами, известного суннитского мухаддиса, от Ибн Джаузи приводится предание, что: «Как-то в Медине наступила сильная засуха, некоторые обратились к Айше за помощью. Она посоветовала людям направиться к могиле посланника Аллаха и просить у него помощи. Люди так и сделали, после чего пошёл сильный дождь» (Тафсир «Рух аль Ма’ани», том 4, стр. 114, 115).

 

Этот хадис указывает на то, что Айша, будучи одной из жён посланника Аллаха, при жизни пророка познала тавасул (посредничество), именно поэтому посоветовала людям так поступить.

 

5. Ибн Шахр Ашуб в своём «Манакаб» приводит с передатчиками от  имама Бакира (мир ему!), что: «В период посланника Аллаха один из мусульман совершил грех, затем убежал, чтобы его не задержали. Однажды, он встретил Хасана и Хусейна (мир им!), взяв их на руки, пришёл к пророку и сказал: «О, посланник Аллаха! Я обратился к Аллаху посредством этих детей». Пророк улыбнулся, затем сказал: «Иди, ты свободен!» Затем, он обратился к Хасану и Хусейну со словами: «Этот человек сделал вас своей защитой и посредничеством». Тогда был ниспослан этот аят: «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив». (сура 4, аят 64).

 

6. Шейх Садук (да помилует его Аллах!) приводит предание, в котором говорится о том, что: «Некий человек из города Балха имел слугу, вместе с которым он направился в Мешхед для зиарата могилы имама Риды (да будет мир с ним!). Там слуга обратился к имаму, чтобы Аллах помог ему получить освобождение, жениться  и заиметь земельный участок. В это время, его хозяин, абсолютно не подозревая о чём-либо, обратился к слуге со словами: «Я освобождаю тебя, и даю тебе в жёны одну из служанок, мехр  (калым) беру на себя. Кроме всего дарю тебе сад». Слуга, услышав слова своего хозяина, горько заплакал, затем сказал: «Клянусь Аллахом и этим святым имамом, что я обратился к имаму с такой просьбой. И поистине, он помог мне».

 

Байхаки приводит, что в период правления Умара ибн Хатаба наступила засуха и многие сподвижники пророка ходили к могиле посланника Аллаха и обращались к пророку со следующими словами: «О посланник Аллаха попроси для нас у Аллаха дождя!» («ат Тавассуль ила хакикати ат Тавасуль» стр. 253, «Далаиль ан Нубува».
Алуси в своём тафсире пишет: « Тавассуль к пророку есть разрешённое дело как в период жизни пророка так и после его смерти. Обращение к другим святым также разрешается в случае только что они действительно имеют положение пред Аллахом» ( Тафсир «Рух аль Ма'ани» том 4 стр. 114 -115).

 

Все мусульмане в ранний период Ислама признавали тавассуль (посредничество) и помощь у святых после их смерти.
Здесь мы приведём имена известных суннитских учёных и их книги в которых они указывали о дозволенности прибегать к помощи святых после их смерти.
1 Аль Хафиз ибн Аль Джаузи (умер 597 году лунной хиджры) книга «Аль Вафа фи фазаилиль Мустафа» раздел «баб ат тавассалу би набий», также раздел «баб аль истишфа би кабри».
2 Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Нуман аль Малики (у. 683 л.х.) пишет о дозволенности просьбы о помощи у умерших святых в книге «Мисбах аз Заллам филь мустагисин би хайриль Анам».
3 Ибн Дауд Малики Шазили упоминает в своей книге «аль Байян» большое количество суннитских учёных которые обращались к посланнику Аллаха после его смерти с просьбой о помощи.
4 Такиуддин ас Субки (умер 911 л. х). в книге «Шифа ас Сикам» (стр. 120 - 133 и стр. 160) упоминает о дозволенности «истигасе» т.е. просьбы о помощи у святых.
5 аль Хафиз Абу аль Аббас Касталани (923 л. х). «аль Мавахиб аль Ладанийя» (том 4 стр. 590)
6 Аз Заркани аль Мисри аль Малики (1122 л. х). в книге «Шарх аль Мавахиб» стр. (том 8 стр. 317).
7 аль Халид Багдади (1299 л.х.) в книге «Салахуль Ихван».

Интересно привести здесь то, что могила Ахмада ибн Ханбала (умер 241 л. х). известна, в частности в книге «Мухтасар Табакат аль Ханбалийя» (стр. 14) приводится что люди посещали его могилу, делая табаррук стремясь получить исцеление. В частности Захаби пишет в «Дауляль Ислам» Его зарих (гробницу, или ограждение его могилы) постоянно посещают люди в Багдаде.
Ибн Джаузи в «Манакиб Ахмад» (стр. 400, и 563) приводит от Абдаллы ибн Мусы, что тот сказал: «Я и мой отец отправились ночью к могиле Ахмада, в это время было очень темно, отец сказал мне: «о сынок! Иди и прибегай к помощи Бога, и этого божьего праведного раба. Пока не спадёт темень».

Важно то, что просьба о помощи будет не правильной, запретной (харам) в случае если просящий верит в то, что только просимый может без Аллаха оказать помощь, это будет ширком.
 
Категория: Статьи | Добавил: admin (12.05.2008)
Просмотров: 2429 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]