Хайа ала хайриль амаль» в Азане
 
Среди мусульман есть разногласия касательно того, можно ли говорить в азане после слов «хайя алаль фалах» слова «хайя ала хайриль амаль» (т.е. спешите к добрым делам).

Сунниты в своём большинстве считают, что говорить это в азане запрещено. Некоторые считают, что говорить это является не желательным делом. Однако семейство посланника Аллаха и их шииты считают эти слова «хайя ала хайриль амаль», частью азана, и без этих слов азан будет не действительным.

Фатвы шиитских учёных

Шиитские учёные с упором на традицию посланника Аллаха и предания рода пророческого, считают слова «хайа ала хайриль амаль» частью азана.

1 Сеийд Муртада в книге «аль Интисар» пишет: «Одним из особенностью имамитов является то, что после слов в азане «хайя алаль фалах» говорят слова «хайа ала хайриль амаль», причина в общем мнении шиитов касательно правильности азана с этим добавлением в период посланника Аллаха. Ибо есть предания, указывающие на то, что в период посланника Аллаха все мусульмане читали азан именно так, как это делают шииты. Однако большинство мусульман считают, что выражение было упразднено из азана. Но те, кто так считают, должны привести свои доводы касательно этого упразднения, но их доводы очень слабы». («Васаиль аш Ши’а» том 5 стр. 416).

2 Алламе Хилли пишет: «Суннитам было запрещено говорить в азане слова «хайа ала хайриль амаль» однако имамиты продолжают считать это частью азана на основании большого количества хадисов на данную тему». («Тазкират аль фукаха» том 3 стр. 42).

3 Автор «Джавахир аль Калам» пишет: «На основании большинства мнения наших учёных, «хайа ала хайриль амаль» является частью азана». Том 9 стр. 81.

Нет никаких сомнений в том, что слово «хайа ала хайриль амаль» в азане было в период посланника Аллаха. На это указывают хадисы, записанные как в шиитских, так и в суннитских источниках. Большое количество сподвижников также приводят предания о том что «хайа ала хайриль амаль» был частью азана. Хотя некоторые из суннитских учёных считают, что посланник Аллаха приказал Билалу (му’идзину пророка) чтобы он убрал эти слова из азана и вместо этого поставил «ас салату харум мина наум».

другими словами пред большинством мусульман эти слова «хайа ала хайриль амаль» в азане являются упраздненным (насх).

Однако касательно того, кто же является тем, кто упразднил это слово, среди большинства мусульман нет единой точки зрения. Некоторые посчитали, что этим упразднителем был сам пророк Ислама. Однако другие хадисы указывают на то, что посланник Аллаха приказал Билалу чтобы он говорил слова «хайа ала хайриль амаль» в азане, и тот в период жизни посланника Аллаха говорил азан именно так как того требовал посланник Аллаха.

Азан сахабов и Ахл аль Байт (мир им!)

Всякий кто обратится к истории сподвижников и табеинов, посмотрит на деяния семейства посланника Аллаха увидит, что все они в азане говорили слова «хайа ала хайриль амаль». В некоторых приданиях приводится, что это слово говорили только в утреннем намазе, но из других преданий мы выводим, что это слово «хайа ала хайриль амаль» говорили в каждом азане.

1 Билал ибн Рабах Хабаши

В книге «Канз аль уммаль» приводится, что: «Билал в своём утреннем азане всегда говорил «хайа ала хайриль амаль» «Канз аль уммаль» том 8 стр. 342, «Маджмуа аз Заваид» том 1 стр. 330.

Посланник Аллаха сказал: «Наилучшее ваше дело молитва, затем он звал Билала и приказывал ему говорить в азане «хайа ала хайриль амаль». («Аль Бахру аз Зухар» том 2 стр. 191).

2 Али ибн Аби Талиб (мир ему!)

Имам Али говорит: «Я слышал от посланника Аллаха, что он говорил: «Лучшее ваше деяние молитва», и затем он звал Билала и приказывал ему в азане говорить «хайа ала хайриль амаль». («Джавахир аль Ахбар Валь Асар») том 2 стр. 191.

3 Абу Рафи’и

Хафиз Алави Зайди приводит с санадом восходящий к Абу Рафи’и, что всякий раз когда посланник Аллаха говорил азан и доходил до слов «хайа ала хайриль амаль» говорил: «Ла хаула ва ла куватта илла биллах». («аль И’тисам» том 1 стр. 209).

4 Акиль ибн Аби Талиб (мир им обоим!)

Хамави с санадом восходящий к Убайде Салмани: приводит что «Акиль ибн Аби Талиб всегда в своих азанах перед намазом пока был жив, говорил: «хайа ала хайриль амаль». («аль И’тисам» том 1 стр. 209).

5 Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (мир им всем!)

Касим ибн Мухаммад приводит: «Известно, что ибн Амру, и Хасан и Хусейн (мир им!) Билал и группа из сподвижников в своих азанах к намазу читали: «хайа ала хайриль амаль». («аль И’тисам» стр. 307).

6 Абу Махзура

Мухаммад ибн Мансур в «аль Джома’» с санадом от Аби Махзуре приводит, что: «Один из муадзинов посланника Аллаха сказал: «Посланник Аллаха приказал мне в азане говорить: «хайа ала хайриль амаль».

7 Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (мир им всем!)

ранее было указанно на это предание. («аль И’тисам» стр. 307).

Здесь мы не будем приводить все имена тех, кто говорил в азане слова «хайа ала хайриль амаль» Скажем только, что помимо выше приведённых людей также Зейд ибн Аркам, Абдалла ибн Аббас, Абдалла ибн Умар, Джабир ибн Абдалла, Абдалла ибн Джафар, Мухаммад ибн Али ибн Аби Талиб, Анас ибн Малик, Али ибн Хусейн ибн Али (мир им!) также, большое количество табеинов читали в своих азанах слова «хайа ала хайриль амаль».

Почему Билал после пророка не говорил азан?

На основании исторических данных Билал Хабаши после смерти посланника Аллаха не говорил более азана кроме как семейству посланника Аллаха (мир им!)

По причинам того, чтобы узурпировавшие власть не заставили его говорить искажённый азан, он совершает переселение в Шам. (с.м. «Тарих Дамашк» том 7 стр. 136).

Аузаи приводит что: «Билал пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: «Время молитвы, время молитвы!» На что Умар сказал: «Мы лучше тебя знаем наступление время молитвы!» Билал сказал: «Всякое моё изображение лучше тебя знает время молитвы ибо ты глупее осла и более заблудший». («Мухтасар тарих Дамашк» том 5 стр. 266).

Их этого предания мы видим, что между Умаром с одной стороны и Билалем с другой, были политические разногласия. От Билала хотели чтобы он вставил в утренний азан слова: «ассалату хайрум мина наум», и убрал из азана «хайа ала хайриль амаль», но Билал отказался сделать это. Его обвинили в слабости зрения и в том, что у Билала проблемы с речью. Таким образом, вместо Билала муадзинами стали Сад Кураз, и Аби Махзура. Помимо этого были созданы хадисы, в которых говорилось, что Билал говорил в азанах слова «ассалату хайрум мина наум».

Кушджи Ханафи приводит в «Шарх Таджрид» слова Умара ибн Хаттаба: «О люди! Три вещи были в период посланника Аллаха, которые я убираю и всякого, кто будет делать эти три вещи, буду наказывать, и это временный брак, хадж таматту, и «хайа ала хайриль амаль». («Шарх Таджрид» Кушджи стр. 374).

Халаби пишет: «На основании достоверных доводов дошедшие до нас достоверным санадом (путём передатчиков) ясно, что слова «хайа ала хайриль амаль» было часть азана в период посланника Аллаха, до времени пока Умар в период своего правления запретил это в азане». («Сира аль Халабийя» том 2 стр. 98).

Тафтазани пишет на полях (хашийя) к комментарию «Мухтасар аль Усуль» ибн Хаджиба что: «Слова «хайа ала хайриль амаль» были частью азана в период посланника Аллаха. Умар ибн Хаттаб запретил это в период своего правелния, чтобы намаз не отстронял людей от джихада». («Мубади’а аль фикх аль Исламийя» стр. 38).

Шукани пишет: «Слова «хайа ала хайриль амаль» были частью азана в период посланника Аллаха, и Умар упразднил это в период своего правления». («Ниль аутар» том 2 стр. 32).

Из всего выше сказанного ясно, что упразднения этого слова «хайа ала хайриль амаль» в азане в период посланника Аллах не было, и только в период правления Умара был положен запрет на это слово в азане.
 
 
Категория: Статьи | Добавил: admin (24.12.2007)
Просмотров: 3110 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 2
2 m  
0
NI UMAR,NI ABU_BAKR,NI USMAN, RODZIYALLOHU 1ANHUM,nitshego nikogda ne izmenyali,prosto vy tak xotite etogo silno,i shto vam ot etogo ya neznayu,vy zashishaete vsemi fibrami tolko ALI,a pro drugix asxabov kak-to zabyvaete.PRO ABU_BAKRA,USMANA,UMARA.MY,sunnity,uvajaem i lubim vsex asxabov,potomu-shto oni asxaby proroka i etim vse skazano.
Ответ: У нас на сайте есть форум, может Вы откроете тему про сахабов и мы побеседуем на эту тему. А то тут как то не распишешся.

1 m  
0
ESLI BY ETO GOVORILI VO VREMENA PROROKA 1ALAYHISSALAM,TO OB ETOM BYLO BY GDE_TO NAPISANO,togo ,shto by govorite net ni v xadisax i ni v jitie sirate PROROKA 1ALAYHISSALAM.I ESHE,esli by daje i bylo eto vo vremena proroka 1alayhissalam,to UMAR NE POSMEL BY UBRAT TO,SHTO VVEL SAM PROROK 1ALAYHISSALAM.I NE NADO PRIVODIT VYMISHLENNIE XADISY.NADEYUS,shto otvet posleduet.
Ответ: А разьве то, что я написал выше, это не хадисы? В Сирате конечно же этого не написано, так же как и о многих других достоинствах Али (а).
Умар не посмел бы убрать? А разьве это не Умар запретил и изменил сунну пророка? Разьве не он ворвался в дом Фатимы (а) и пытался сжечь его. Посмотрите внимательно разделы сайта и Вы многое о нем узнаете.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]